На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Oltaviro Oltaviro
    Ума нет, а деньги есть - пусть ставятМошенники обманом...
  • Мария Калинина
    Блогер,это значит безработный?Звездные разборки...
  • Александер
    Как обычно спящий и жопонюхающий канал убийцаВ массовом ДТП на...

Понятный публике Тригорин: Артемий Беляков о премьере «Чайки» на сцене Большого театра

На Новой сцене Большого театра России состоялась премьера балета «Чайка» по произведению Антона Чехова. Над постановкой работало трио. Это композитор Илья Демуцкий, режиссер театра и кино Александр Молочников и «мировой хореограф» Юрий Посохов – бывший премьер Большого театра, Датского королевского балета и Балета Сан-Франциско. Партию Бориса Тригорина исполнил уроженец Твери, действующий премьер Большого и обладатель «Золотой маски» Артемий Беляков.

В беседе с «Тверьлайф» он поделился, почему для артистов балета анализировать произведения – все равно что для футболистов читать Хокинга, каким в «Чайке» получился творец Тригорин, и какой проект он хотел бы привезти в родной город.

Вместе с Ильей Демуцким и Юрием Посоховым вы уже работали раньше – над балетами «Герой нашего времени» и «Нуреев». Как вы готовились к новой постановке? Обращались ли литературному анализу произведения, чтобы глубже вжиться в роль, или полностью доверились хореографу?

Артемий Беляков: Для артиста балета читать критику к пьесе и заниматься детальным анализом литературных первоисточников, что для футболиста читать Стивена Хокинга: полезно и интересно, но сыграть не поможет.

Сюжет в балете – это широкие мазки, где преобладают эмоции и личная харизма артиста. Все остальное формируется из работы режиссера и хореографа (часто в одном лице). Безусловно, знать пьесу и выстраивать логичную линию поведения персонажа необходимо, но все остальное – красивые спекуляции, которые на балетной сцене не считываются. Действительно важным на сцене является пластическое чутье, умение телом передавать эмоциональные нюансы и состояния. Этого можно достичь постоянной работой на сцене, изучением себя в новой, непривычной хореографии.

Понятный публике Тригорин: Артемий Беляков о премьере «Чайки» на сцене Большого театра
Фото: artemy.belyakov / Instagram (На фото Артемий Беляков и Светлана Захарова)

 

Как вы относитесь к образу Тригорина? Сложно ли было через танец передать его характер: «…знаменитый писатель, любимец публики, о нем пишут во всех газетах, портреты его продаются, его переводят на иностранные языки…». Ввели ли в вашу партию новые элементы, или она осталась практически без изменений?

Артемий Беляков: Это, действительно, было сложно. Ведь творец Тригорин сосредоточен внутри себя. А такой шаблон поведения выглядит как бы «отсутствующим» на балетной сцене. Поэтому с режиссером Александром Молочниковым мы вплоть до генеральных репетиций меняли мизансцены, искали краски, которые могли бы, не искажая образ, добавить персонажу активного взаимодействия с окружением.

В стенах Большого театра прошла премьера не первой «Чайки». Почти 30 лет назад на Исторической сцене Большого театра балет Родиона Щедрина поставила Майя Плисецкая. Партию Тригорина исполняли Михаил Габович, Сергей Радченко, Борис Ефимов. Вдохновлял ли вас опыт «старшего поколения» во время подготовки к роли?

Артемий Беляков: Этот спектакль уже давно не в репертуаре Большого театра. А новая постановка – это абсолютно новая хореография. Литературный текст не сохраняется от раза к разу, как в драматическом театре. Более того, с момента, как «Чайку» Майи Плисецкой сняли с репертуара, хореографическое искусство развивалось, актуальная современная хореография стала выглядеть иначе. Естественно, новая постановка разительно отличается от той, которую исполняли мастера прошлых поколений. Я опирался, скорее, на опыт работы с хореографом Юрием Посоховым, опыт интерпретации его хореографии и пластического языка.

Понятный публике Тригорин: Артемий Беляков о премьере «Чайки» на сцене Большого театра
Фото: Елена Фетисова (На фото Артемий Беляков и Светлана Захарова)

Какой Юрий Посохов увидел «Чайку»? Остался верен классике или добавил новшества, концептуальные изменения?

Артемий Беляков: Юрий Посохов ставил спектакль, используя свой узнаваемый хореографический стиль. У него очень сложные, технически насыщенные дуэты, силовые мужские вариации. Часто на сцене кажется, что уже нет сил поднять руку, а впереди, допустим, еще целое соло. Концептуально хореограф разделил пластические лейтмотивы, в которых существует бунтующий Треплев и понятный публике Тригорин.

Бытует мнение, что актер должен усердно работать над одной ролью до выхода спектакля, балета, фильма. Удается ли максимально погружаться в подготовку к одной постановке, или же возникают какие-то трудности?

Артемий Беляков: То, что мы с головой окунаемся в одну постановку и степенно готовимся к премьере, увы, неправда. Вплоть до последней недели перед выпуском «Чайки» артисты были заняты во всем своем текущем репертуаре Большого театра. Танцоры исполняли по несколько различных ролей в неделю. Естественно, каждый выход требует утомительных репетиций: сольных, с партнерами, с эпизодическими персонажами. Эти спектакли тоже нужно станцевать хорошо. Фраза «я готовлюсь к мировой премьере» – не оправдание для зрителя. Это и есть наша основная тренировка, благодаря которой наш основной аппарат, тело, – в идеальном тонусе и форме.

С 2011 года вы ставите хореографические номера, среди которых: «Вариации на тему анатолийской народной песни» (на музыку К. Доменикони), «Моравские песни» (на музыку Л. Яначека), «Праздничная увертюра» (на музыку Д. Шостаковича). Какое произведение вам больше всего хотелось бы поставить сейчас? Что стало бы отличительной чертой постановки под вашим началом?

Понятный публике Тригорин: Артемий Беляков о премьере «Чайки» на сцене Большого театра
Фото: Елена Фетисова (На фото Артемий Беляков и Светлана Захарова)

Артемий Беляков: Для меня в балете первична музыка, а не сюжет. И отличительной чертой своих постановок я считаю безупречный музыкальный материал, с которым я очень скрупулезно и дотошно работаю. Литературный источник дает балету почву для развития эмоций, чувств, впечатлений, но ни в коем случае не должен являться формальной рамкой для постановки.

У вас есть несколько балетных проектов. Планируете ли развивать их в родном городе?

Артемий Беляков: У нас с коллегами есть фонд «Культурные люди», мы действительно воплощаем масштабные творческие проекты, в том числе в регионах. На конкурс, который мы проводили в Москве, из Твери приезжал театр танца «Романтики». Классно выступили, получили несколько наград.

Но в самой Твери мы мероприятия не проводили. Я пытался «раскачать лодку», выйти на заинтересованных людей, но поддержки в родном городе не встретил.

Сезон в Большом театре завершается, планируете ли вы возвращаться на малую родину? Не просто для отдыха, а, может, для работы?

Артемий Беляков: Приеду к родителям в Тверь. Что же касается работы – в одиночку вытягивать интересные творческие проекты очень тяжело и затратно, как и в материальном плане, так и относительно творческой энергии. В театре мы и так работаем без продыху.

Был бы рад силами «Культурных людей» привезти в Тверь нашу образовательную программу «Культурные сезоны», но нам просто не хватает свободного времени, чтобы без поддержки на месте провести такое масштабное мероприятие. Здорово, что благодаря «Tverlife» я могу оставить этот месседж, который, может быть, кого-то заинтересует.

Текст: Ярослава БЕЛЯКОВА

The post Понятный публике Тригорин: Артемий Беляков о премьере «Чайки» на сцене Большого театра first appeared on Tverlife.ru.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх