На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Oltaviro Oltaviro
    Ума нет, а деньги есть - пусть ставятМошенники обманом...
  • Мария Калинина
    Блогер,это значит безработный?Звездные разборки...
  • Александер
    Как обычно спящий и жопонюхающий канал убийцаВ массовом ДТП на...

Наука быть родным: в Тверской области для одиноких детей готовят наставников

«Я не учитель. Я просто помогаю тебе изучать себя», – сказал однажды Брюс Ли. Звучит, как слова истинного наставника. Не профессионала, не гуру, а именно старшего товарища. Для многих «путеводными звездами» в юности становятся родители, школьные учителя. Вспомните себя в детстве. Как иногда не хватало совета взрослого, который мог бы помочь разобраться в себе и в ситуации. Детям из детских домов и интернатов приходится тяжелее: порой за помощью обратиться просто не к кому.

Поэтому для них в России (вслед за США) появился специальный проект, который позволил бы обрести старших друзей. Фонд «Старшие Братья Старшие Сёстры» помогает найти ребятам не опекунов, но наставников.

Как жители нашего региона могут стать наставниками? Может ли дружба длиться долгие годы? Почему «меркантильная» мотивация лучше альтруизма? Подробнее об этом изданию tverlife.ru рассказала Зоя Карева, руководитель тверского отделения фонда «Старшие Братья Старшие Сёстры».

Впервые в Твери

В Тверскую область в 2021 году пришел проект «Старшие Братья Старшие Сёстры», существующий  в России уже 18 лет. Потребность в нем была давно: не раз тверские волонтеры и сотрудники фондов, которые бывали в Москве на тренингах и форумах, говорили об этом. Однако было не так просто начать это доброе дело: нужно финансирование, поскольку программа достаточно дорогая.

«Чтобы  проект открылся в регионе, должно быть учреждение, готовое начать сотрудничество – детский дом, школа-интернат, а также деньги для открытия отделения, на зарплаты сотрудникам, аренду офиса», – пояснила Зоя Карева. Запрос из Тверской области на присоединение к программе поступил полтора года назад.

Активными участниками программы стали Зубцовский детский дом, Школа-интернат в селе Медное Калининского района. Участие, кстати, могут принять не только дети младшего возраста, но и ребята постарше, в возрасте до 23-х лет. Проект открыт и для учащихся колледжей, хотя от них пока заявок не поступало.

Изначально в России в программе фонда «Старшие Братья Старшие Сёстры» могли участвовать только дети-сироты, однако сегодня к ней могут присоединиться и воспитанники интернатов, и ребята, которые растут в семье. Да, иногда бывает так, что и благополучные родители обращаются в фонд, поскольку чувствуют необходимость в наставнике для ребенка, понимают, что это поможет – станет одним из дополнительных источников ресурса, заботы. На данный момент, к слову, в Тверской области один ребенок из самой обычной семьи готовится познакомиться со своим «старшим братом».

Наука быть родным: в Тверской области для одиноких детей готовят наставников

Скажи мне, кто твой друг

«В Твери на данный момент сложилось 6 пар, и мы надеемся, что до Нового года увеличим их число до 10, – рассказала Зоя Карева. – После того как в программе появились первые пары, дети моментально узнают о ней и хотят принять участие».

Однако для этого мало сказать: «Я готов!». Нужно соблюдать несколько правил. Одним из них, например, являются регулярные встречи. «Если мы говорим о ребятах из Твери, то это готовность видеться с наставником не реже одного раза в неделю. Дети, живущие в области, должны не реже двух раз в месяц лично общаться с взрослым. В остальное время они обязаны поддерживать контакт онлайн», – пояснила Зоя.

Изначально оба участника дают обещание общаться как минимум год. «Пара может «закрыться» и раньше, если что-то идет не так, но это, скорее, форс-мажор», – отметила Зоя Карева. Здорово, если ребенок и наставник смогут общаться и дальше после завершения программы. Но обстоятельства бывают разными, и некоторые пары спустя год расходятся. Это не значит, что проведенное вместе время было плохим, – причины бывают разными. Кто-то ставил цель и достиг ее, кто-то по личным причинам не сможет быть наставником дальше.

Обычные люди, не супермены

У проекта в Тверской области есть руководитель и два куратора, которые отвечают за отбор и обучение наставников и создание пар. «В тверских учреждениях мы проводим тренинги, на которых рассказываем желающим о проекте, – отметила Зоя. – Наставник – это не родитель, не спонсор, не няня. Важно понимать, что участие в программе – это про дружбу, про общение, социализацию и расширение кругозора».

Наука быть родным: в Тверской области для одиноких детей готовят наставниковОт поступления заявки в наставники до знакомства с младшим проходит не менее месяца, чаще несколько. Волонтёры должны пройти строгие проверки. Это необходимо, чтобы  обеспечить безопасность маленьким участникам проекта. А при формировании пары кураторы стараются учесть все факторы, среди которых, например, место проживания наставника, наличие личного транспорта, хобби и интересы обоих участников.

«11 человек на данный момент прошли обучение, 6 из них уже образовали пары, остальные или ожидают «младших», или собирают документы. Это люди от 22 до 40 лет с разным социальным статусом: и студенты, и владельцы серьезного бизнеса, и бездетные, и с детьми (например, есть мама шестерых или отец троих детей), – поделилась Зоя Карева. – Объединяет их одно – желание помочь ребенку и готовность уделять участию в программе время. Это обычные люди, не супермены».

И каждый взрослый, как и ребенок, знает условия участия: во-первых, это волонтерство; во-вторых, это предполагает регулярные личные встречи с детьми; в-третьих, это рассчитано на год. Если взрослые хотят стать наставниками, знакомятся с требованиями и соглашаются с ними, то они приступают к этапам отбора и обучения.

Результаты тестов покажут

Для начала нужно заполнить подробную (и полностью конфиденциальную) анкету. Если на этом этапе не возникает трудностей, то кандидат переходит к следующему – проходит психологические тесты. Их результаты проверяет уже специалист. «Тогда мы решаем, допускать ли человека до тренинга или нет. Иногда мы можем отказать по итогам тестов, но в Твери, кстати, пока такого не было, – подчеркнула Зоя. – А вот по итогам тренинга отказы были, причём иногда с нашей стороны, а иногда со стороны наставников. И это нормально, ведь волонтёры тоже взвешивают свои силы и возможности. И лучше человек откажется на моменте обучения, чем через месяц после знакомства с ребёнком». Если программа интересна, но уверенности в своих силах нет, кандидаты в наставники могут оставить заявку и, чтобы принять окончательное решение, пройти тренинг. Ближайший, к слову, начнется 4 декабря.

После тренинга кандидат берёт справки об отсутствии судимостей и отсутствии психических заболеваний и три рекомендации от коллег и друзей.

Зоя отметила, что интенсивный тренинг длится два дня, в выходной, с интервалом в неделю. Наставники изучают особенности детей, стандарты программы, вместе с кураторами делают упражнения, которые помогут установить контакт с подопечным, отработать навыки активного слушания, узнают больше об особенностях сирот.

Наставников всегда поддерживают. Кураторы проекта остаются на связи и, более того, предлагают онлайн и офлайн занятия в Москве. Полученные там знания будут полезны в общении с младшими. В Твери для взрослых организуют офлайн сессии, так называемые ресурсные группы, а весной планируется провести большое торжественное мероприятие «Наставники года» в Твери.

Наука быть родным: в Тверской области для одиноких детей готовят наставников

«Кураторы проделывают большую работу на видимом и невидимом фронте. В первый месяц они постоянно на связи с парой: интересуются, как прошли встречи, что было сложно, что порадовало, – поделилась Зоя Карева. – Это одна из основ и важных компонентов нашей программы – очень активная поддержка пар». Куратор решает много чисто организационных моментов, помогает наладить коммуникацию с администрацией учреждения и воспитателями, если ребёнок находится в учреждении, и с родителями, если ребёнок домашний.

К слову, тверской фонд организует для ребят программы, которые становятся дополнением к наставничеству и знакомят их с чем-то новым. Сюда можно отнести экскурсии на производства, культурный досуг, занятия спортом и даже образование – например, курсы по финансовой грамотности от партнера фонда или курс парикмахерского искусства, который проводит волонтёр, профессиональный парикмахер. Если человек не готов стать наставником, но может помочь ребятам иначе, это всегда приветствуется.

«Меркантильная» мотивация

Почему взрослые участвуют в программе? Зоя Карева рассказала, что порой мотивация может быть «меркантильной». Например, взрослый хочет помочь детям и при этом сам получить выгоду, но не материальную, а интеллектуальную – научиться общаться с подростком. Это порой даже лучше, чем наставничество из альтруизма. «Такой наставник будет намного практичнее и надежнее, чем человек, преследующий великие мечты. Общение в паре порой будет несладким: ребенок поначалу может не доверять, не подпускать к себе, – и мотивация человека, в голове которого воздушные замки, разобьется о скалы», – поделилась руководитель отделения фонда в Твери.

Четко выстроенной «программы» отношений в паре нет. Кураторы проекта изначально стараются подбирать старших и младших так, чтобы им легче было найти точки соприкосновения. «Задача взрослого, в первую очередь, стать для ребенка значимым старшим другом, которому он доверяет», – уверена Зоя.

Позже, когда контакт взрослого и его подопечного налаживается, кураторы помогают определить цели. По словам Зои, они обращают внимания на слабые стороны ребят, прислушиваются к пожеланиям опекунов, психологов или родителей. Поле для работы может быть разнообразным: от трудностей с социализацией или в быту до профориентации. Наставник и ребенок будут идти к решению этих вопросов, что поможет заполнить общение. Плюс фонд регулярно организует варианты досуга для пар: от мастер-классов до посещения различных интересных мест.

Наука быть родным: в Тверской области для одиноких детей готовят наставников

Есть контакт

К появлению старшего друга дети адаптируются по-разному. Кто-то на первой встрече уже не может «отлипнуть» друг от друга, у кого-то налаживание связи и доверия занимает время. Пугаться этого не стоит: многим нужно время, чтобы раскрыться перед собеседником. Зоя призналась, что сейчас есть наставники, для которых нет совпадения с детьми, находящимися в листе ожидания. «Идеальный вариант – когда наставников в листе ожидания больше, чем детей, но это сложно достижимо, практически нереально, к сожалению», – отметила руководитель тверского отделения фонда.

Зоя Карева не только направляет волонтеров, у нее есть опыт участия в подобных программах в качестве наставника. «Когда я жила в Москве и работала в другом фонде, я приняла участие в похожей программе. Но в ней был сделан акцент на «гостевом» режиме: оформляешь определенный документ через опеку и получаешь разрешение брать ребенка в гости. Да, вот так сразу и в гости. Мы взяли девочку, которой на тот момент было 13 лет, – рассказала Зоя. – Сейчас ей уже 22 года, и контакт мы поддерживаем до сих пор. Это уже не такая близкая дружба, но мы регулярно общаемся, а в этом году были у нее в гостях, познакомились с ее молодым человеком и его родителями».

Наставничество на первый взгляд кажется ужасно ответственным делом, и многих это пугает. По словам Зои Каревой, это, с одной стороны, правда. Но в то же время наставничество – это путь, который просто надо начать, и оно превратится в дружбу. В жизни взрослого просто появится еще один значимый человек. И порой наставник получает от общения больше ребенка.

Текст: Мария ТЕТИНА

The post Наука быть родным: в Тверской области для одиноких детей готовят наставников first appeared on Tverlife.ru.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх