На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Oltaviro Oltaviro
    Ума нет, а деньги есть - пусть ставятМошенники обманом...
  • Мария Калинина
    Блогер,это значит безработный?Звездные разборки...
  • Александер
    Как обычно спящий и жопонюхающий канал убийцаВ массовом ДТП на...

Возвращение к истокам: Артемий Беляков о работе над балетом “Жизель”

В 2021 году на премии “Золотая маска” наивысшую награду получил наш земляк – премьер Большого театра России Артемий Беляков. Его отметили за лучшую мужскую роль в балете “Жизель”, которую на исторической сцене Большого поставил Алексей Ратманский. Артемий станцевал множество главных партий, среди которых, например, Ромео в спектакле “Ромео и Джульетта”, Печорин в “Герое нашего времени”, Злой гений  в балете “Лебединое озеро”.

Артемий Беляков рассказал корреспонденту “Tverlife” о работе над балетом “Жизель”, особенностях редакции Алексея Ратманского и секрете понимания балетных постановок.

В репертуаре Большого театра России на сегодняшний есть две постановки балета “Жизель”. Премьера спектакля в редакции Юрия Григоровича, состоялась в 1987 году. Балет в редакции Алексея Ратманского зрители впервые увидели 2 года назад. В чем заключается особенность трактовки Ратманского?

Артемий Беляков: Я исполняю роль графа Альберта. Она считается одной из сложнейших балетных ролей в актерском плане. Редакция Алексея Ратманского создавалась с целью восстановить утраченные хореографические рисунки по старинным записям и очистить сюжет от позднейших изменений. Получается, сделать отношения персонажей более понятными и настоящими. Я считаю, что у профессиональных артистов их роли не должны вызывать каких-то неоправданных эмоций, нужно мастерски подойти к работе и прожить жизнь персонажа, но это не какая-то творческая экзальтация (неестественная восторженность – ред.), а профессиональная техника и внимательная проработка нюансов. Положительные эмоции вызывает, скорее, работа в зале с людьми, которые тебя вдохновляют.

Премьера балета “Жизель” на музыку композитора Адольфа Адана состоялась в середине XIX века. С тех пор произведение неоднократно ставили в разных странах. Можете отметить известных артистов, исполнявших партию графа Альберта?

Артемий Беляков: Народный артист СССР, мой наставник в период обучения на балетмейстерском факультете МГАХ– Михаил Лавровский. Он знаменит своей благородной манерой исполнения и потрясающей экспрессией. Кстати, именно с ним я первый раз готовил эту партию для участия в конкурсе, когда только пришел в Большой театр.

За последние 25 лет – годы существования национальной премии “Золотая маска” – партию графа исполняли именитые танцоры. Получал ли награду кто-то из них?

Артемий Беляков: В данном случае было бы некорректно проводить аналогии, так как технически партия Альберта в новой редакции Большого театра значительно отличается от привычных современному зрителю постановок. Она насыщена сложными элементами, а отношения персонажей выстроены иначе. Этому спектаклю 180 лет, в эпоху, когда были сделаны записи старинной редакции, “Золотой маски” еще не существовало (смеется).

Фото: inst. @talia_ballet

Критики “Золотой маски” признали балет “Жизель” победителем в номинации “Балет – лучший спектакль”. Насколько неожиданной для вас стала награда за лучшую мужскую роль в категории “Балет и современный танец”?

Артемий Беляков: О том, что мы будем бороться за премию никто не знал. Алексей Ратманский получил приглашение сделать в театре новую редакцию «Жизели». Для первого состава хореограф выбрал блестящую прима-балерину Большого театра Ольгу Смирнову на роль Жизели и меня на роль графа Альберта. Это уже огромная ответственность, а учитывая наличие в репертуаре Большого театра редакции Юрия Григоровича и  да недавнего времени редакции Владимира Васильева, – однозначный вызов, потому что нужно было оправдать создание нового спектакля, а мы, по-сути, были на передовой. Я очень рад, что спектакль получил замечательные отзывы профессиональных критиков,  это уже можно было назвать победой. Следующий блок спектакля транслировали в кинотеатрах всего мира в прямом эфире – тоже предельная ответственность. И только после успешной трансляции спектакль отсматривала комиссия “Золотой маски”. Это был следующий шаг, следующий вызов, но, к счастью, к этому времени спектакль зарекомендовал себя. Нужно было соперничать только с собой и превзойти самого себя.

Что стало самым сложным в работе над постановкой?

Артемий Беляков: Как ни странно, текущий репертуар. В Большом театре идет огромное количество спектаклей. Если ты занят в новой постановке, это совершенно не значит, что ты не выходишь на сцену в других. Это колоссальная нагрузка на организм и стресс для психики. Необходимо большое мастерство, чтобы переключаться между разными ролями и стилями хореографии.

Как вы работали над ролью графа Альберта? Чем отличается ваш герой от героев последних редакций “Жизели”?

Артемий Беляков: Наработанную актерскую линию и привычный стиль игры пришлось сильно менять, потому что, как я уже говорил, в поздних редакциях «Жизели» образовалось множество наслоений. Алексей Ратманский возвращался именно к истокам и оригинальной пантомиме. Он точно знал, как должен выглядеть результат и четко построил наши с Ольгой Смирновой задачи.

Фото: inst. @talia_ballet

В балетных выступлениях, на ваш взгляд, значимо только качество танца или есть другие не менее важные аспекты?

Артемий Беляков: Мне кажется слово «качество» уже заключает в себе огромные требования. Потому что просто умение, грубо говоря, прыгать в шпагат – это не качество. Настоящее качество -это контроль каждой мышцы, значимость каждого шага, умение сделать одно и то же движение по-разному. Нужно понимать, как бы это делал каждый твой персонаж, необходимо чувство меры и эстетики. Балет – это умение слышать музыку не только ушами, но и телом, при этом не бездумное упоение танцем, а жесткий контроль каждого pas (отдельное выразительное движение – ред.)… можно перечислять бесконечно. Балет – искусство перфекционистов, бесконечно работающих над нюансами и никогда не довольных результатом.

Некоторые зрители отмечают, что следить за сюжетом балетных постановок трудно, ведь исполнители только танцуют. Как в таком случае понять, о чем произведение?

Артемий Беляков: Во-первых, балет – это все же о красоте и совершенстве владения телом. Если вы смотрите спектакль и это красиво, то в сюжет можно и не вдаваться. И, во-вторых, этот вопрос не о «Жизели»: в мизансценах читаются все отношения между персонажами, присмотритесь внимательно, вы все поймете.

Как бы вы описали балет человеку, который не понимает, что это такое?

Артемий Беляков: Если этот человек хочет пойти смотреть балет, то «совершенное искусство о красоте тела и визуализации музыки», если хочет пойти профессионально заниматься – «марафон на выживание без обозначенного финиша».

Фото: inst.: @talia_ballet

Сообщение Возвращение к истокам: Артемий Беляков о работе над балетом “Жизель” появились сначала на Tverlife.ru.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх